Родина Аксакова. Живопись Виктора Кириченко



ВИКТОР КИРИЧЕНКО
живопись


   Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат

                                                                                  Леонардо да Винчи



      В.В. Кириченко — яркий представитель традиционной русской реалистической школы, последователь передвижников. Его можно считать духовным наследником Шишкина, Коровина, Репина. После окончания ленинградского художественного училища имени Серова Виктор Васильевич приехал в Уфу, где организовал детскую художественную школу и стал ее первым директором. Среди его учеников такие известные сегодня мастера кисти, как Р. Хабиров, Е. Винокуров, А. Дворник.
 Блестящий пейзаж, красочный натюрморт, проникновенный портрет – -вот три до тончайших прожилок разработанные темы. в которых наиболее ярко и свежо проявляет себя художник.
    С детства влюбленный в природу, В.В. Кириченко особенно часто обращается к жанру пейзажа, он занимает в его творчестве особое место. Основная тема — Башкортостан, заповедные уголки Нуримановского района. Кисти его принадлежат более сотни картин, исполненных в настоящей классической манере, их можно отнести к высотам русской пейзажной живописи. Его безудержно красивые пейзажи с березами и елями, с развесистыми ивами и звонкими соснами, будь то летом, осенью или морозной зимой, восхищают, радуют, волнуют глаз и душу, они отличаются лиричностью, задушевностью. Поэтической тонкостью отмечены такие его полотна, как «Осень в Никольске», «Парк Гафури», «Осень в Березовке». В 1980-90 гг. все явственнее в живописи В. Кириченко звучит тема органичной связи природы с духовным миром человека. Полузаброшенные деревушки и чудом сохранившиеся древние храмы — все заставляет вернуться к нашим истокам: кто мы, откуда, зачем?
      Настоящую выставку В.В. Кириченко назвал «Родина Аксакова», так как здесь представлены пейзажи, отображающие природу Уфимского наместничества и Оренбургской губернии, которые тронули душу и сердце художника, которые 200 лет назад восхищали Аксакова, Нестерова. В его работах — ощущение музыкальности, ритма, гармонии чувств и природы.
      Чудесны и натюрморты В.В. Кириченко. Они выделяются яркостью, солнцем, реально переданными цветами и формами изображенных предметов. По кромке кофейной чашки бежит и отсвечивает такая позолота, словно видишь не на полотне, а на столике, под пышным букетом пионов,— чашка с блюдцем, лежит разрезанный вдвое лимон, готовый вот-вот брызнуть настоящим соком.
    Интересны, наполнены чувством и мыслью его портретные работы. По ним моментально угадывается умение автора передать величие человека, душевную его красоту. В жанре портрета заметно стремление художника к размышлению, углубленному проникновению в образ («Студент», «Портрет Ахметова Артура» и другие).
      Вершиной многолетней творческой деятельности В. Кириченко стало его монументальное полотно на исторический сюжет «Иван Грозный» («Зa Русь единую»), подаренное художником в 1997 году Русскому драматическому театру.
      В год юбилея А.С. Пушкина художник создал картину, глядя на которую память послушно открывает перед внутренним взором пушкинские строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна...


      В. Кириченко — активный участник многих выставок. Среди них -персональные: Уфа — 1971, 1989 гг., зональная — 1990 г., выставка украинского цечтра «Кобзарь».
      В 1991 г. В.В. Кириченко был награжден дипломом на конкурсе-выставке, посвященной 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова, за работу «Липовая аллея в Багрове», написанную художником в «уголке обетованном», на берегу Бугуруслана, в родовом имении Аксаковых в Оренбургской губернии.
      Реальность статична. Но если полотно переносит ее настоящий художник, она просматривается бесконечно долго. И в ней, в реальности, должна немедленно отразиться мгновенная вспышка души, иначе угаснет душа картины, как росчерк падающей звезды. Уж кому что больше нравится в этой жизни — «Видение отрока Варфоломея» или «Черный квадрат». Время само отбросит ненужное в безвестность, как море выбрасывает мусор на берег.